Menu:

Новости:

Март 2018
Владимир Тарасов "История одного поиска"

Читать дальше >>

Январь 2018
Владимир Тарасов "Свежевание будущего"

Читать дальше >>

Август 2017
Владимир Тарасов "Ступенчатый Свет"

Читать дальше >>

Февраль 2016
Владимир Марамзин "И маргинальный голос мой…"

Читать дальше >>

Март 2015
Литературно-критическое эссе "Акценты южных песен"

Читать дальше >>

Сентябрь 2014
В издательстве ИВО вышла новая книга В. Тарасова...

Читать дальше >>

Январь 2014
Новое издание - Анна Горенко, «Успевай смотреть»

Читать дальше >>

Сентябрь 2013:
Михаил Байтальский - «Тетради для внуков»

Читать дальше >>

Август 2013:
Аудио и видео

Читать дальше >>

Июль 2013:
О седьмом номере «Знаков Ветра»

Читать дальше >>

Февраль 2013:
Лилия Соколова: Парадоксы «Антологии»

Читать дальше >>

Январь 2013:
Книга прозы В. Тарасова «"Россыпь" и...»

Читать дальше >>

Август 2012:
Владимир Тарасов «Три в одной»...

Читать дальше >>

Июнь 2012:
О книге Анны Горенко"Сочинения"

Читать дальше >>

Май 2012:
Вышла в свет неожиданная книга...

Читать дальше >>

 

ВЛАДИМИР   ТАРАСОВ

 

«Теллурия», Набоков и не только.

 

Отзывы и комментарии

 

 

От кого: Lena Pasternak, редактор, веб-сайт Фонда памяти М.Генделева (http://gendelev.org/)
Кому: Владимир Тарасов
Дата: Суббота, 27 января 2018, 13:17 +02:00

 

Тема: Re: Re[2]: новости-эссе

 

Володя, спасибо! С кайфом прочла твое эссе. В первой части отзывалась каждая фраза - все это проходит и через мои ум и сердце. Много потрясающе точных замечаний, указаний и рикошетов. (Кстати, "Дар" и мой первый Набоков. Синий том. Вот стоит на полке, весть (sic! Прим. ред.) в закладках с пометками...) Вторую часть тоже было интересно прочесть, хотя "Теллурию" я не читала. Хочу сказать, что и на твоей прозе стоит четкий водяной знак "проза поэта". ... ...

 

Обнимаю крепко. Твой болельщик Л.

 


 

От кого: Lilia Sokolov
Кому: Владимир Тарасов
Дата: Суббота, 27 января 2018, 12:05 +02:00

 

Тема: Re: новости-эссе

 

Володя, добрый день! Прочитала твое эссе. Первая часть "раскачки" ценна сама по себе, это отдельное произведение - хоть и связано с "сорокинской" темой. Вторая часть - блестяще, многое стало понятнее благодаря твоим толкованиям. Хочу отметить одно. Цитирую: "А теперь интереснее всего глянуть на столь неожиданный перифраз (оригинал здесь Блок), словно прочтённый птиц-Пелевиным: строки знаменитые, перифраз записан латинницей и слитно: Vbelomvenchikeizrozvperediuroboros. " Досадная опечатка в слове "латиница" - но ты меня, ловительницу блох, хорошо знаешь... Дело не в том, тут другое: В белом венчике из роз впереди Уроборос. То есть Змей, кусающий себя за хвост: древнейший символ, олицетворяющий бесконечность и цикличность. Ты искренне не увидел этого или намеренно стал разбирать это слово по частям? В общем, мне надо еще раз вернуться к твоему эссе, его читать единожды мало. Спасибо тебе.

 

От В. Тарасова последовал ответ (27 января 2018 г., 21:16):

 

Ну я же сказал - до бронзовых костей докопаемся... Не пришло в голову, Лиля, а ты - молодец! Я тут больше на Пелевине зациклился, на его "Отеле..." том самом, забыл про Змея напрочь, с этой дурацкой бесконечностью. ... ...

 

Но, оставаясь "в кругу и на уровне": семантика моего толкования "загадки" трёх зёрен и молчания птиц-Пелевина ярче, интересней и содержательней несоизмеримо этого поднадоевшего "указания" на бесконечность... ... Цикличность?.. Индийская цикличность.., Ницше и цикличность.., календарная цикличность.., короче = ритуал и восход солнца. Шутка. ... ...

 

От В. Тарасова (27 января 2018 г., 23:55):

 

... в имени Змея - ударение у тёзки не НА рифму. А ассоциат. мышление срабатывает так: ударение на "рос" - см. российский, накатывается актуальщина естественным образом. И там этот сложный узел ощущается НОРМАльным - "оборона" в "обо", т.е. птиц-то - защитник, а ещё этот Ур (из него новая вера вышла, причём - революц. новизны), вот так строится подход... Потому "бесконечность" даже не рассматривалась. Кроме того: Пелевин у тёзки птица, ясно сказано - крылья расправил... ...

 

28 января 2018 г., 0:07 Lilia Sokolov:

 

Именно так и понимай: Змей - он же библейский Змий может прикинуться кем угодно. И он же символизирует вечный круговорот: всё было и всё будет.

 

От В. Тарасова (28 января 2018 г., 1:18):

 

... ... По "Дождю" недавно интересное интервью было с Д.Быковым - я понял, что они там свихнулись уже на Пелевине. Сорокин им всем опасен, он правдивей их в десять раз...

 

Ещё одну вещь я понял, Лиля, это страшная правда: народ (русский народ) ненавидит свою интеллигенцию. Особенно, гуманитарную. Началось это после идиотских покушений на Александра 2-го, и по инерции - сквозь сталинский каток! - до сегодня... Я не знаю что делать, но кто виноват я знаю - только против лебеды в миллионы голов не попрёшь...

 

Воскресенье, 28 января 2018, 1:29 +02:00, Lilia Sokolov:

 

Вот прав ты: миллионы голов лебеды - и тончайшая "прослойка": одно название чего стоит! Само понятие интеллигенции очень сильно девальвировалось, особенно в последние десять-пятнадцать лет. И Грядущий Хам - это уже не образ Мережковского, а самая что ни на есть реальность современной России. Увы. Массы глухо ненавидят всё что хоть как-то отвлекает их от жрачки с водкой и телевизора с Петросяном и Камеди Клаб. А конец культуры предшествует концу государства.

 

От В. Тарасова, 28 января, ночь:

 

Термоядерный факт, Лиля: в "Мифах народов мира" Уроборос не значится. Т.е. - совсем.

 


 

Шломо Крол, переводчик (facebook.com/sentjao)

 

Очень интересное эссе Владимира Тарасова. Это текст длинный и требующий некоторых усилий, но стоящий того, чтобы затратить усилия. Тут речь идет о разных текстах, от Кампанеллы до Сорокина. Но я бы определил жанр скорее не как литературоведение, но как прозу поэта.

 


 

Тимур Зульфикаров (Москва, Душанбе) - знаменитый писатель, поэт, драматург

 

От кого: dervishz
Кому: Владимир Тарасов
Дата: Воскресенье, 28 января 2018, 12:26 +02:00

 

Тема: Re: новости-эссе

 

Володя, дорогой!
Спасибо, читаем и наслаждаемся!
Ура!

Поклон от Тимура!!!

 

Всегда с Вами - Зульфикаровы

 


 

03.02.2018, 22:27, "Владимир Тарасов" <mir-tara@mail.ru>:

 

Данила, здравствуй.

 

...по-моему, не получилось отослать ссылку неделю назад, повторю попытку

 

http://znakivetra.com/tellur.html

http://znakivetra.com/tellur-cont.html

http://znakivetra.com/anri/anripunt.html

 

ну, а если ты ещё и отзовёшься я просто растаю.

Хочешь, чтоб я растаял? Наконец, никому мешать не буду. А, Данила?

 

От кого: Давыдов Данила

Кому: Владимир Тарасов

Дата: Воскресенье, 18 февраля 2018, 2:05 +02:00

 

Тема: Re: эссе-сорокин

 

Володя, тексты настолько важные, что я бы хотел опубликовать в сетевом журнале Лиterraтура, где теперь редактирую критику. Но это же, получается, публикация... Надо бы мне, конечно, твою позицию разобрать.

 

Данила Давыдов (Москва) - известный литературный критик.

 


 

Юрий Кац (Штейнгартский Музей естественной истории Тель-Авивского университета - геолог, естествоиспытатель и гуманитарий)

 

26 января 2018 г., 10:41.

 

Володя! ... Уже посмотрел "Знаки ветра" с твоей знаковой публикацией о русской гуманитарной культуре и судьбах цивилизации. Как единственный оставшийся в мире ноогенетик, я занимаюсь этим много лет, и мне радостно, что ты не только ведущий в мире поэт, создатель школы, но и подлинный, а не мнимый теоретик культуры. Мнимых и очень шумных стендапистов и мнимо-высоколобых, но безмозглых - предостаточно. ... ... все эти бродские с лосевыми (блоковско-пастернаковско-ахматовское эксгибиционистское охвостье имитаторов) - грязный канал-отстойник, имитирующий некий многоводный культурный мейнстрим Мисиписи.

 

Вообще, новый язык и новую понятийную систему мышления в поэзии - как в математике и философии культуры - создали такие гиганты, как Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий и Арсений Тарковский. Это классичестий остов, позвоночник мышления, к которому крепится  и имунная, психо-соматическая, и сосудистая система авангарда, конструктивизма визуально-сенсорного, рационально-иррационального и двигательного типа. Эти категории из области  бихевиористской теории личности, литературоёбам неведомые, равно как теория Человека, Культуры, Цивилизаций и прочие элементы из области Науки о Ноосфере, включающей Структурную, Системную и Историческую Ноогенетику.

 

Мне дорого, что ты, как и Волохонский ... ... являешься мыслителем в области теории культуры - действительной, а не мнимой, опирающейся на  социальную конъюнктуру, названную когда-то СТАТУСНЫМ ПРИСВОЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ. Мы с покойными ныне культурологами Юрием Худенским-Штейном-Сиверсом (из балто-славянского корня) и Геннадием Грицаем многое обсуждали на эту тему в те же 70-е в условиях, которые любители безмозглой советологии любят именовать "внутренней эмиграцией". Но это было тем, что теоретик культуры как имперской данности наш "странный" житель сионистской богадельни инок Илюша Бокштейн определил гениальной  фразой: ИЗЯЩЕСТВО ВСПЛЫВАЕТ НА ЗАКАТЕ. Удивляться нечему - он из добротной школы мамлеевских "замоскворцов" ("замоскворецких сократов").  То же было у нас в Харькове - но с уклоном в естествознание и в медико-психологические и ноосферные аспекты бытия (то, что ты почему-то видишь во мне как "геологию", равно как Бокштейна мыслишь по меньшей мере как блаженным - а ведь за нашим поколением - колоссальная система образования и неимоверных социальных передряг!).

 

Я вообще давно "ушел в астрал" и занимаюсь как местными проблемами, выявляя феноменологию как земную, так и духовную этого нашего Ближневосточного Центра Мира (все, что публикуется и говорится мною на эту тему - растворяется в глубоком вакууме сегодняшнего безмыслия в условиях нынешнего виртуала - ЦИВИЛИЗАЦИИ ИГРЫ)  - равно как и проблемами глобальными - и прежде всего развенчивания Финалистского Постулата релятивистской космологии. Я решил Задачу Соболева (построение астрономической теории планетного времени) но для этого потребовался 50-летний труд изучения всех мировых геологических данных.

 

Поэтому ты мне был всегда близок, как человек книжный, чувствующий и ощущающий, фундаментальный, деятельный, разносторонний и яркий, хоть и далекий по части взрывного характера темперамента. Береги себя, Володя! - ты ведь у нас подлинный последний динозавр, причем не вымирающий, а парадоксально развивающийся. Ведь все, что от тебя исходит - на вес золота: и стиль, и содержание, и временнАя перспектива.

 

В. Тарасов, 26 января 2018 г., 11:55.

 

... Меня, конечно, удручает ряд моментов - та культура, о кот. мы с тобой толкуем, в зоне рифов нынче, пробоины от технологич. новшеств постоянно затыкает, в общем - я устал... Конструктивизм был невозможен без авангарда 10-х годов, но твои оценки по мне (иногда) просто дикие... 

 

Юрий Кац, 26 января 2018 г., 14:52.

 

... Бар Селла ... Как потомок казачьего рода Назаровых - он больший русский, чем ополчившиеся на него совково-путинские литературоЕды. Бар Селла ... ... - показал, какие великие русские люди были причастны к украденной Шолоховым словесности.

Та же ситуация - и в случае дешифровки Арсеном Гогешвили известного героико-патриотического имперского гимна "Слово о полку...". Тут уж покойный лингвист Зализняк на защиту "самости" этого незадачливого аналога макферсонового "Оссиана".

 

... То же - и во всей "серебряновечной круговерти" - донельзя пошлой и в плане языка и культуры - позерской и эпигонской. Кто знаком с другими славянскими языками и культурами это понимает с рождения. В сущности об этом писал Волохонский в предисловии к Роальду Мандельштаму. Ущерб русского языка и литературы я понимал с детства.

Ходульность имперской версии культуры - тем более. Сегодня об этом говорят и пишут многие. Русская литература - лжива и танатична. Какие бы сентиментальные или монументальные бирюльки она не демонстрировала. Блок - гадок и смешон изначально. Пастернак - тем более. Одна его фраза "О п я т ь   Шопен не ищет выгод" - хоть стой, хоть падай. А нынче вот и ты  сподобился цитировать пронзительный сорокинский ремейк "мурло... мурло по всей земле во все пределы", не говоря уж о лирическом аспекте закона Ома с Ампером пополам. Это я о рвотном "лирицком" шедевре: "Прижми ладонь к моей груди - мы провода под током - друг к другу вновь - того гляди - нас бросит ненароком". Хоть стой, хоть падай от такой лексики с семантико-грамматико-кибениматикой - воистину мерзость вопиющая! Попса - она и есть попса. Всю эту публику поставил на место не только Волохонский, но отчасти и Кузьминский и в "Вавилонской башне, и в "Антологии...". Да и многое и многие авторы "тупорусской литературе" воздали должное.

 

Ты говоришь об авангарде 10-х, но для меня здесь ведущим является Тихон Чурилин,  которого с благоговением упоминала Цветаева.  Помнится мне такой его пассаж: "Мой отец - богатый выкрест. Страшный я, сынок, - антихрист!". Напоминает он своими поэтическими мелодекламациями и прорицаниями Илюшу Бокштейна. Чурилин ухитрился уйти в небытие, и совершенно не пошло и весьма достойно скончался в 1947 году в советской психушке.

 

Бродский, как и ахматовская юбка, Лосев и прочая итээровская дребедень с ложнофилософской и пиздострадательной подкладкой униженных и оскорбленных - создана была в качестве Величайшего Знака Интеллектуёвости людьми практичными и в достаточной мере циничными. Мне поэзия Бродского изначально не нравилась как в высшей степени демонстративная, ходульная - на уровне тинейджерских демонстраций и рефлексий. Циничная Ахматова, надо полагать, это понимала.

 

Ты хорошо пишешь о бегстве культуры на Запад. Всякой. И совершенной, и средней, и скверной. Мне это близко, понятно и больно - потому как бежать никогда и никуда не собирался, и очень хорошо это понимал. Потому как Запад представлял собой пространство совершенно иной - не сциентистской, а более продвинутой, но ретроградной операциональной цивилизации мирового технологического конвейера. Здесь формировался обширный ареал перехода Человека Биологического, натурального, в Человека Биотехнологического, робота, о чем еще в начале ХХ века говорил Дмитрий Соболев. То, что мы здесь сделали - не поймет и не признает никто и никогда - они и сами друг друга не понимают и не признают - это роботы из различных технопарков.

Преимущество Израиля все же есть. Здесь мощнейшая интеллигенция - представители сбежавших от разора и катастрофы  многих выучеников крупнейших школ и культурных центров Европы и Америки. Только с ними контакт и возможен - они ведь тоже отщепенцы в этом античеловеческом мире. Ситуация воистину уникальная. Интернационал беженцев. Все величайшие профессионалы. Как ты и Марамзин. Как Цви Бен Аврахам и я. Как нобелиат Дан Шехтман и автор мировых открытий Авиатар Нево. Как Гиль Шохат и Меир Шалев. И прочие-прочие. Можешь список продолжить.

От Тарасова (реплика):

 

Марамзин НЕ в Израиле, это Юрина описка. Но тут вещи важнее, и следует, видимо, отреагировать.

 

Я не согласен с Юриной оценкой и подходом относительно Серебряного века. И дело не в Блоке, Блок всего лишь часть той золотой эпохи, и часть - не самая большая, хотя, порой, гениальная. Серебряный век это та эпоха, и фонетику и морфологию коей мы до сих пор обрабатываем: она - своего рода чернозём, больше сотни лет что-нибудь прорастает, тот же Роальд Мандельштам (не говоря об Осипе), тот же Анри - Волохонский ведь от хлебниковских котурнов не отказывался никогда, а это Серебряный век, авангард 10-х зарождён культурой Серебряного века. Так что все эти отрицания бессмысленны - либо ВСЁ зачёркиваешь, вообще всё вплоть до 2018 года (со времён чУдного Ивашки Пересветова), либо, признавая по кусочкам (Чурилин невозможен без Серебряного века), не обобщай слишком резко, а то по живому резанёшь... И заява эта мне смешна, ты с детства понял ущерб, а я с детства понял богатство русского языка - вряд ли мы договоримся по теме.

 

Кроме того, касательно "Слова о полку": я забил на Зализняка (фамилия - атас ильич!), но! - "Аз и Я" Олжаса Сулейменова проливает свет на многие тёмные места в "Слове", и потому я ориентируюсь в этом вопросе на казаха, ей Богу ему видней, нежели всем этим "историкам" (начиная от Лихачёва, между прочим, что не веселит), как понимать "степняцкие" фразы в "Слове о полку Игореве". Ну и сама оценка историч. событий: князь Игорь подлец однозначный, предал всех кого угодно, воевал с обозом - позор! грабить обоз, пока другие воюют против сильного и ловкого врага с сильной конницей, с отличным знанием местной топографии, - в это время ты (князь!) воюешь с бабами, детьми и супешницами! Кошмар...

 

И несколько слов о строке Пастернака. Я не большой поклонник Пастернака, но обязан отметить: о Шопене, что не ищет выгод кто пишет? - слушатель? ни фига подобного! - исполнитель; только исполнитель может такое произнести. Он отдаётся во власть шопеновых созвучий целиком, тут речь о долетевшей до души исполнителя Шопена мечте. И понимая это, у читателя возникает совершенно другая картина: ноль макияжа, ни тени цинизма, страсть - в пальцах играющего на пианино, только мечта не ищет выгоды...