Menu:

 

Владимир  Тарасов

 

От  первого  лица  


Опыт художественного вторжения

 

 

Записать кое-какие соображения относительно будущего (и настоящего) страны всякий раз не давала актуальщина, война ведь, т.е. две. А у нашей фронтов и того больше.

 

Мысли эти вовсе не оптимистичные, даже привиделось гипотетическое название: ОСТОРОЖНО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Под нашей я разумею, конечно же, войну Израиля с этими оголтелыми – не только с ХАМАСом, там и Хизбалла, и хуситы, иракские шиитские группировки недавно подключились, само собой Иран пыжится. И даже это не всё: как поведёт себя ИГИЛ на Синае и в Сирии – их же не сумели до дна распылить – никто не знает.

 

Так что фон читателю ясен, и мне остаётся чётче отобразить взгляд в будущее и – тут уж никуда не деться – затронуть принципы прошлого.

 

Итак, если я в своём уме, одним из самых трудных вопросов, стоящих сегодня на будущее, это мессианский вопрос. Дня три назад я был ошеломлён статистикой то ли последнего года по еврейскому календарю, то ли 2023-го. По сути дела это ничего не меняет, проблема в упор: каждый второй рождающийся ребёнок в нашей крошечной стране появляется на свет в ультраортодоксальной семье (речь тут о еврейских новорождённых; нелишне будет мысленно добавить в данную пропорцию ещё и арабских новорождённых и – взяться за голову от … … …)! Другими словами – через 25 лет реальных белоручек, людей вообще ничего не умеющих и ничего не знающих, кроме как плодиться и кое-как молиться, будет значительно больше половины населения. Это в том случае, если нынешние младенцы харедим (так на иврите называют ультраортодоксов) все до одного останутся в своём секторе. Значительно больше половины населения – наихудшая из возможностей; мы ведь не можем игнорировать многие сотни тысяч ультраортодоксов, живущих в стране сейчас: они в течение 25 лет не исчезнут, испариться их никто не призывает. Да хоть бы и призывал?!

 

Самый оптимистичный расклад следующий: половина из рождённых и выросших в среде харедим выламывается их этого сектора с достижением совершеннолетия и вливается в различные группы мирных, не настырных религиозных, либо примыкает к светским. В экономическом аспекте обрисованная здесь картина – для первого случая катастрофическая, для второго – угрожающая экзистенциально. Но я не собирался только через призму «выгоды» смотреть. Поэтому, придерживая в уме и на сердце штрихи и тени пессимизма, вернусь к вопросу.

 

Насколько я понимаю, мессианство в качестве парадигмы спасения зародилось в Галуте. Спасения от чего? От врагов или от самих себя?.. Оставлю на полях этот неожиданно возникший вопрос, хотя он не случаен – мы давно не в Галуте, мы в современном Израиле. Но есть малая вероятность того, что мессианство как концепция исправления зародилось во времена раскола древнего царства на Иудею и северное царство древний Израиль. Тогда вскользь: концепция вовсе не лишена смысла, но пока тормозить не станем.

 

Мы подбираемся к фундаментальной важности вопрошанию. Мессия (для удобства буду чередовать с: Машиах) должен(?!) спасти. Приходит и всех спасает. Или не всех?.. Или всё-таки исправляет? И – всё и для всех?! Огромная тема – Тикун (пишу без второго «к», нет нужды), Исправление.

 

Можно долго биться над решением, однако, однозначный ответ – любой – всегда будет соответствовать чаяниям того или иного пласта населения, той или иной группы, того или иного ответвления, течения, учения в иудаизме. И сейчас необходимо рассмотреть, точнее, озадачиться контурами, которые вырисовываются при разных допущениях ответа. Одно условие стоит обговорить заблаговременно: Машиах (Мессия) принимает государство Израиль, отдаёт себе отчёт в том, что государство окружено кровными врагами (либо же разной степени недружелюбия противниками), а потому казуистике по поводу строительства Третьего Храма в большинстве случаев не подвержен: Израиль – Храм нации, точка.

 

Первый вариант: Машиах существенным образом меняет ситуацию, хотя его миссия весьма ограниченная – облегчение тягот существования для тех, кто нуждается в этом. Он снимает целый ряд запретов и обязательств с религиозного (в первую очередь ультраортодоксального) населения, и в то же время призывает эту часть народа непосредственно участвовать в жизни и свершениях нации и страны и учит их терпимости. Не терпеливому отношению к любым выходкам властей, не унижению перед самодурством, а именно толерантности, уважению чужих (и даже чуждых) мнений и пониманию самого основного принципа демократии, её постулата – НЕ ПОСЯГАЙ НА СВОБОДУ БЛИЖНЕГО. И уже отталкиваясь от этого постулата, Машиах с некоторым успехом убеждает влиятельных лиц общины не пренебрегать правами человека, что и станет кульминацией Его деяний.

 

Второй вариант также меняет многое, если не всё. Мессия настаивает на быстром отделении религии от государства. При этом Мессия утверждает, что «светская» наука не является помехой. Провозглашая просвещённый мистицизм вечной основой религиозного знания, Он добивается повышения уровня обучения в йешивах с помощью веского аргумента: просвещённый мистицизм невозможен в среде невежд. Введённые Мессией новшества касаются и замшелых запретов, законов, различных предписаний, предпочтений и вообще представления о жизни: Он отменяет гнильё и ложь и привносит освежающую струю послегрозового озона в иудаизм достаточно глубокой реформой. И несмотря на то, что религиозные «тонкости» вплелись в жизнь страны очевидной нитью, Машиах издаёт запрет на участие в политике всем представителям ультраортодоксального сектора, тем самым вынуждая часть этой огромной общины учиться прокармливать свои семьи своим трудом.

 

Выше я коснулся одной необыкновенно важной грани существования современного общества – образования. Самое время повернуть всё с ног на голову.

 

Третий вариант: Мессия обозначился, народ поджаривается в нетерпении – ну, что Он?.. что сказал?.. – а Ему не всё пока ясно. Осматривается. Изучает, в детали погружается. И в конце концов издаёт подобие директивы, в которой лишний раз напоминает, что Израиль – дом нации, а потому всё делается почти «на йать». Однако поправки в распределении средств нужны. Инициатива тоже, например: Негев необходимо развивать интенсивней, для чего число мощных опреснительных установок на юге увеличить вчетверо, провести шоссе и дороги, «обзавестись» там новыми производственными площадками и строить. Ещё: резко сократить правительственные расходы, членам Кнессета на три года заморозить надбавку и, наоборот, плату наёмным рабочим из низкооплачиваемых категорий повышать в течение трёх лет на удвоенный процент инфляционного показателя. Я лишь сделал набросок, надеюсь – вектор приложения усилий ясен. Остальное всё оставить, как и было – на образование и здравоохранение выделяется, сколько выделялось или чуть больше, на науку и хайтэк – в том же духе, обучение в йешивах такое же или чуть лучше и т.п. Кроме одного: власть от Бога, а стало быть, агностикам нечего рулить страной. И потому – гласит директива, пятый пункт – правителем утверждается избранный верховным советом «мудрецов» Грегор Бар-Йорам (имя с потолка)! В этой связи утверждение переходного периода для формирования новых линий законотворчества и управления естественно. И что же последует за этим?..

 

Четвёртый вариант ещё радикальней: ультраортодоксальное население дожило до своей мечты – оглашенный народ сплошь в пейсах, бабы уродливы до отвращения, поскольку у каждой к тридцати годам по выводку из десяти, а любую красивую девушку по-человечески жаль. Ходит мнение, что именно в такое время Машиах объявится, именно в тот момент нация «созреет», будет готова. Ну-у, тогда нужно приодеться и… И Ему по нраву происходящее, ведь Он же «ультраортодокс»! Ему исправлять уже нечего, всё исправлено и давно на краю пропасти, только Его и ждут – чтобы подтолкнул!.. Или наоборот? Зачем в море доливать кувшин воды? Значит, то вовсе не вода. И чем же тогда заняться Машиаху?!

 

Множить кол-во вариантов я не собираюсь, их должно быть значительно больше и каждый будет чем-то отличен от смежных. Но для оценки ситуации – в том числе по шкале будущего - хватит четырёх. Почему будущего? А как иначе, вот: Мессия на пороге – не покатится же мир в тартарары. Если уж после чудовищного наката чумы на Европу – и треть материка вымерла – жизнь продолжилась, то сейчас тем более – Машиах у дверей, открывайте! Разумеется, не обойтись без настоящего – «шкалу будущего» на ровном месте не сочинить, нужны исходные данные, а это современность. Поэтому повторюсь – сегодня идёт война, в эти дни вся планета, а жители Израиля в особенности, с нетерпением ждут реакции армии на иранский ракетный удар по стране в октябре. В такой обстановке предугадать не сложно: Машиах на стороне Израиля, двух мнений быть не может. И даже «упорядоченный» хаос или полная неразбериха во внутриполитической суете на мнение Машиаха не повлияют – стране надо выжить, выйти из войны победителем, и никаких «но». Если общество настаивает на расследовании провала в чёрную субботу, требует безотлагательно его начать, значит, надо начать, не тормозя действий армии. Как? Скажем, для начала заглянув в 2014 год, разгребать оттуда, нынешним действиям армии это не помеха, а вот генеральскую спесь сбить никогда не поздно… 

 

Однако тема моего «спича» другая, и поэтому нашим бойцам, лётчикам и морякам – максимальной удачи во всех операциях! заложникам – веры в помощь и сил! А вот людям – всей правды в глаза! Но поскольку война – чрезвычайное дело, я исключаю её из плоскости анализа. Остальные же стороны жизни общества принимаются во внимание по мере сил и возможностей пера. 

 

Предваряя сей многоступенчатый вояж, я привёл свежую удручающую статистику. Если вы добрались до этих строк, то и без напоминаний вам ясно. Поэтому я начну свой разбор с четвёртого варианта: Мессия явился на всё готовое, народ в восторге (правда, правительство ошарашено) и ждёт закладки краеугольного камня для воздвижения Третьего Храма. Процедура проходит сравнительно гладко, не считая вырытой ямы, общество в состоянии непролазной экзальтации, хасиды пляшут. Не забудем также о пристальном внимании мировых СМИ, в особенности, арабских – соседям завидно. Допустим. А дальше Машиаху предстоит отключиться от эйфории. Он сталкивается с насущными проблемами, и они – в полный рост перед Ним. Как можно с таким населением безошибочно управлять страной? Как обеспечить стабильные темпы прироста экономики при взрывной демографии? А кто гарантирует безопасность страны? Харедим?! Опьяневшая от факта явления Мессии страна, и до того едва державшаяся на достижениях предыдущих лет, годами уже скрипит. Выясняется, что среди харедим есть совсем немного специалистов: нейрохирурги-хабадники, вырезающие клитор у своих дочерей четырёхлетних без анестезии (никаких ласк чтобы!.. на корню!), есть кое-кто в хайтэке, водители автобусов попадаются, в общем – мало. А на пекарях и слесарях страна не устоит. Кера (разрыв – на иврите) прямо внутри нас, громогласно объявляет Машиах. Да не может быть, о чём это Он, какая Кера, всё наоборот, мы едины и построим Храм! – кричат Ему истошно. Но Машиах не унимается: Кера, вынужден он уточнять, это Разрыв между ожидаемым и действительностью. Как удержать страну, если вы не в состоянии? Кто из вас лётчик? Кто ракетчик? Как Световым Щитом управлять и контролировать небо? – обращается Он к осоловевшей от празднеств толпе. В толпе орут: с Божьей помощью! – Господь не будет неумёхам помогать, с какой стати? – возражает Машиах. – Вы сами ничему не научились, объясняет им Машиах, так ещё и мешали воплощению разумных инициатив. Вам что, надо доказать, что ЧУДО не для зашоренных! Что «безруким» по убеждению ОНО не предназначено! А те – укажет он на восток (всем ясно: арабское окружение) – отнюдь не приветствуют строительство Храма, и нам надо защищаться, а вы о баллистике не слышали, не знаете, как просчитывать траекторию. И кому за станками стоять, если для вас что резец, что фреза – пустой звук? Может, вы и страну защищать не желаете? Ну, тогда я вам не в помощь…

 

Понимаю, что моё описание утрировано в ключе условной антиутопии. Но веду я к тому, что четвёртый вариант заведомо провальный, и скажу больше – Мессия не явится при таком положении вещей. К счастью, оно пока невозможно, но вот к несчастью – страну туда затягивают.

 

Рассмотрим следующий вариант, третий, чуть более «хитрый». Корни рацио в нём налицо.

 

Не стану перечислять заново «косметические» изменения там и сям, предположим – публика приветствовала план по Негеву, опросы подтвердили релевантность идеи, страна не без воодушевления взялась за воплощение национального проекта по освоению пустыни. Заодно всплыл старый проект по превращению Аравы в некий туристический центр с каналом, соединяющем Эйлатский залив и Мёртвое море. В общем, люди оценили инициативу и заговорили о том, что Машиаху место во главе государства – Ты же нас оживил, а не Йорам Бен-Грегор. Сам говоришь – власть от Бога, ты – Помазанный, какой к чёрту Грегор?! Машиах вынужден извилисто объяснять, что Он пришёл исправлять, возможно, направлять, но не властвовать. Помимо того, Его миссия в самом сердце своём предполагает единение нации, и вот результат – оно происходит, даже хайтэку и всем экологам нашлось место в работе с планом национального масштаба.

 

Ладно. Разочарованно согласились, упросив, однако, Машиаха присматривать, ну, держать руку на пульсе: в конце концов, Ты ведь не растворился в облаках, с нами по земле ходишь, хотя бы под контроль возьми. И Он взял – но не работы в поле. За сооружением мостов пускай инженеры следят, геодезисты подскажут, где нужно, и в бульдозере не Ему сидеть. Он – по своему обыкновению неспешно – присматривался. К той области, в которой Сам с год назад переполох устроил. Следить за происходящим Машиаху не в новь, но поражаться происходящим всякий раз по-старому – в печёнке сидит.

 

Избранный правителем Имя С Потолка подбирает команду советников. По принципу соотнесённости, говорит. В смысле? – спрашивает Машиах. В прямом – отвечает Имя С Потолка, - соотносится ли претендент с моим миропониманием. Даже так! – удивляется Машиах, - т.е. в Писании всё видят, как ты. А в чём разбираются помимо того?.. Простите, Мессия, а к чему такой вопрос? – возражает вдруг Имя С Потолка. - Я избран Верховным Советом Мудрецов, подготавливаю почву для будущего правительства. Это Вы сказали: агностикам нельзя рулить страной, вот я и стараюсь в переходный период сделать необходимое, дабы лишить неверных тени надежды на управление процветающим государством. Машиах, опешив от такой откровенности, всё-таки встряхнулся и: во-первых, я не называл израильтян неверными. Дом нации для всех, нет такого – неверные, преступники есть, тупиц – выше крыши, есть даже налоговики, а среди них – ворьё! Во-вторых, Израиль занят проектом национального масштаба, специалисты из самых разных отраслей вовлечены, поэтому нужда в адекватном управлении процессом (а соответственно: и в правлении страной) не отпала, а наоборот – ибо проект нельзя заваливать! В-третьих: да, я сказал, что агностикам нечего рулить, но я не говорил, что дуракам и неучам можно. Проект должен быть воплощён, он для нас – огромная часть будущего; страна крошечная, поэтому проект для всей страны! Если ты этого не понимаешь, Йорам, то я – Машиах Давидов, Волей Всевышнего Помазанный – меняю пятый пункт директивы. Отныне Верховный Совет «мудрецов» лишается полномочий выбирать, назначать или рекомендовать на пост правителя страной кого-либо из своих членов.

 

Маленькая страна аж присела от такой новости. Неужели всё парализовано!.. Машиах вынужден обратиться к нации. Он в двадцатый раз напоминает, что на дворе третье тысячелетие и, к примеру, провести канал к Мёртвому морю стране под силу, озеленение Негева (пускай частичное) и дальнейшее заселение пустыни решает вопрос взрывной демографии, а также хоть немного смягчит давление беспощадного потепления на небольшой территории. Не так давно – объясняет Он – было обнаружено гигантское пресное озеро под Негевом, а это можно и нужно использовать. Поэтому национальный проект должен быть закончен и воплощён во всей красе. И – добавляет Он – если проект окажется нашей очевидной удачей, то нашим бесконечным по периметру врагам, тоже задавленным пустынями, может приспичить совместно поработать над решением вечной восточной проблемы. Затем Он выделяет больное «место»: признаётся в ошибке о природе власти. Учит, что Божество это средоточие Красоты, а не силы. Безмозглая сила – исключительно земной порок, и если животному миру этот порок прощается, то людям - нет. А после этих впечатляющих слов, Он говорит: в головах большинства власть равно сила плюс… Плюс что? Плюс коварство, ложь, изворотливость, хитрость? Но мы не в Средневековье сейчас. Сила сегодня это знание. И от власти оно требуется. А плюсом к знанию сегодня являются открытость, внимание и зоркость, предвидение последствий своих же шагов и сострадание. И вот этим Машиах объясняет свою «выходку»: Он не «мессия лояльных невежд», а раз уж надо исправлять, то не в угоду тёмной массе.

 

Всё это порождает бешеный разброд в религиозной среде, харедим Его проклинают и вопят, что Машиах высокомерен и чёртов гностический оборотень. «Массы» им сильно обижены, шутка ли – их назвали дураками. Впрочем, шепну в сторону, это недалеко от истины. В итоге, на сторону Машиаха встают хилоним (на иврите – неверующие), и страна снова погружается в раскол, а сунниты злорадствуют, шииты потрясают кулаками (но это постоянная повестка, ничего необычного). 

 

А что с Машиахом?! Думаю, предвидя такой сценарий, Совершенство Духа Мессию не обяжет «заявляться», Машиах не объявится вообще. Третий вариант исключён, таким образом, из числа возможных. А вот проект жаль.

 

Итак, наша драма на полпути, своей игры два акта ждут. А потому рассмотрим следующие варианты.

 

Есть у этих вариантов один мощный плюс – избавление от галутного мировидения, что автоматически нивелирует жёсткость многих предписаний и привнесёт новизну и ясность свежих интерпретаций, о чём я упоминал по касательной. И каждому из вариантов есть (в потенциале) очень сильный союзник – это женщины, получающие небывалую дотоле свободу выбора и решений во всех жизненно важных аспектах. Но мне не очень понятно, помогут ли оба фактора избежать раскола или, не дай бог, гражданской войны в раскалённом страстями обществе.

 

Я напомню: в первом варианте явления Машиаха меняется многое для религиозной общины. Этот вариант чуть ли не идеален, если трезво оценивать ситуацию: целый ряд запретов и обязанностей, навязанных общине с целью её сохранения в диаспоре, просто снимается. Женщины возвышают голос, многим из них неожиданно открывается некая перспектива – они отказываются быть «родильным станком» и пожизненно приговорёнными няньками младенцев. Машиах упразднил чёрно-белый фасон одежды для мужчин: вы в своей стране, в своём доме, зачем и почему вы должны одинаково выглядеть? Может, вам всем быть одинакового роста, хотите такой эксперимент?.. Вы свободные люди, будьте самими собой, выбирайте свой, а не предписанный шаблонными представлениями путь.

 

Допустим, слова Машиаха подействовали на молодое поколение, Он показывает этому поколению, насколько они отсталые – благодаря чьей-то любознательности, а не благоверной дремучести, вы сейчас общаетесь через тысячи километров, видя друг друга. К мысли Машиаха прислушались и подняли планку в йешивах – и предметов обучения больше, и подход стал основательней. А Его слегка странное учение о принципах демократии и толерантности привело в движение глубинные пласты населения в целом (плебс призадумался!) и «тяжело» религиозного сектора – в частности.

 

Однако выветрить гетто из мозгов оказывается делом трудным, в широких кругах затвердевшего восприятия мира и роли в нём любого из них деятельность Машиаха принята в штыки. И с этим хотят бороться всерьёз – число учащихся в йешивах сокращается, выпускники – стригутся и поступают в обычные государственные школы, а приходя домой устраивают «интеллектуальные» битвы в семьях, девушки от рук отбились – Машиах всучил им художественную литературу, и они теперь, видите ли, мечтают! Мы, говорят озабоченные в кругах озабоченных, не можем терпеть разбалтывания вековых традиций и устоев. Посмотрите, что Он делает – первые слова самого Господа Бога, обращённые к человечеству (Адаму и Еве), Он «интерпретирует», знаете ли: высокая детская смертность преследовала древних. А теперь, мол, и медицина на высоте, и контрацептивы в достатке. И поэтому, вы только вдумайтесь – размножаться, как кошки! – да, так и сказал: нынче нет нужды размножаться, как кошки. Так говорит Машиах, понимаете! Святотатствует, вымарывая слова Всевышнего! Да-да, о высокой детской смертности в Пятикнижии нет ни одного слова! Это что же за Мессия такой?!

 

Машиах в ответ находит веский аргумент. Неужели вы ожидали, задаёт Он вопрос, что Машиах в XXI веке заявится с правилами XVI века? Или VIII-го, скажем? У вас (точнее, у нас) в кои-то веки своя страна, она не имеет права волочиться в хвосте по показателям неординарности, будь то образование или наука, будь то степень открытости общества, его терпимости и отношения к инакомыслию, например. Если мы не будем в числе лучших, всем вам придётся учиться плавать и бороды, которые я вам оставил из-за нехватки качественных, но недорогих ножниц, будут сильно мешать… Узколобая часть общества оторопела от дерзкой атаки, а Машиах гнёт своё. Вы уцепились за свой кашрут, начинает Он второй раунд, ладно, хотя у всех есть холодильник и кашрут просто неактуален. Но не навязывайте своих правил всем остальным, это ясно? Люди отказываются от вашей бестолковости и хотят учиться – отлично, не мешайте, не навязывайте своей воли! По ходу, открою известный давно секрет: поговорка «не вари ягнёнка в молоке матери» означает «не тяни резину, поспеши!». Так что – раскиньте мозгами… 

 

Община харедим, конечно, обалдевает от выпада. И выдвигая последний аргумент – такими, мол, темпами до богохульства и осквернения святой Субботы (Шабат) недалеко! – начинает свою атаку. Машиах парирует: да соблюдайте Субботу, кто вас трогает! только не суйтесь к другим со своими правилами. Вы христианам и арабам соблюдать Субботу не предписываете, а своим же, только хилоним, то и дело подсовываете: там не проехать, тут не работать и т.п. Археология – наше кровное знание о себе, а вы – косные камни с дырами и трещинами – устраиваете учёным «засады» и «капканы» систематическими демонстрациями против раскопок и некой благочестивой цензурой…

 

Терпение узко- и твердолобых после этих слов лопнуло. Разве наш Машиах такой? А когда за Него вступается вдруг неверующая часть населения – созидающая в этой стране сила, напомню - Его объявляют самозванцем. И пропечатывают своё решение следующим, не столь убедительным, сколь безапелляционным образом: … … … поскольку деятельность Его слабо затронула религиозную составляющую жизни и мышления, и в поступках Его проступает характер социального реформатора и конформиста с неприемлемой для правоверных повесткой о союзе с атеистической «нечистью». Другими словами – обострится раскол, хотя вроде бы главная задача Машиаха в данном случае будет выполнена: целостность нации, и сознание этой целостности формально (и не только!) восстановлены. 

 

Чем грозит такой раскол? – нетрудно вообразить себе войну «мессианскую», хотя перо не берётся её описывать. Но всем интересно другое: сознавая немыслимую опасность, Машиах из первого варианта объявится? Совершенство Духа вытолкнет Его на сцену при этих обстоятельствах?! Да ни за что. И как бы всему Израилю ни хотелось, первый вариант невозможен. Не объявится Мессия.  

И наконец, рассмотрим второй, для нас последний, вариант – самый интересный! Этот вариант исцеления общины был бы полезен для всей страны, включая даже её арабскую часть – здесь рикошет неизбежен. В рассмотренных выше случаях влияние на арабскую, а шире и точнее – мусульманскую часть населения страны либо вообще нулевое, либо незначительное. Что касается христиан – всё-таки они не «тяжёлое» ядро населения – они (как правило) более продвинутые, более открытые новшествам. Харедим это экономическое бремя для Израиля – они ничего не знают, и слышать даже не хотят (в современном значении слова «знание»; для них между химией и ботаникой нет разницы, с чем я сталкивался), ничего не умеют, и уметь не желают, а содержит(!) их налогоплательщик. Поэтому данный вариант, когда в десятках, а то и сотнях тысяч семей нужда в «светском» знании и профессии обернётся явью, для всей страны, как бы там не спрягали, самый козырный. 

 

Однако и тут есть НО. Нет сомнения в том, что определённый круг религиозных не примет такого Машиаха – Он мешает мухлевать в политике, загребать жар там, где получалось, и уж совсем ни в какие ворота – Машиах помешал манипулировать любимыми глупцами! Правда, объявить самозванцем оказалось сложнее, поскольку просвещённый мистицизм подразумевает знакомство с Каббалой и опыт КОНТАКТА, и многие из харедим Ему рукоплескали. И вроде бы повод к противостоянию лежит на поверхности: государство отказалось от слепой поддержки и безграничного финансирования плодящихся просьб общины из-за Мессии. (О да! это Он отсёк харедим от политики и денежного потока, поэтому мы ещё беднее стали, мы ведь не виноваты в том, что ботаника и химия не одно и то же, а ихний Коперник – нееврейский мудрец!) Увы, это не сработало. Страна, как выяснилось, не против отделения религии от государства, правительство согласно на выделение каких-то дотаций религиозному сектору (постоянная сумма из года в год), но – при соблюдении последним требований Машиаха.

 

Машиах тем временем долго объясняет о необходимости научного знания именно для понимания сущности просвещённого мистицизма. Один пример всех ошарашил и привёл в восторг. Напомнив публике о видении пророка Иезекииля (Ехезкеля), Он рассказал об опыте помещения видящего устройства в форме глазного яблока при моделировании его приближения на скорости к чёрной дыре. Продемонстрированная им картина изумила людей – «и по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе», а вращались они в плоскостях перпендикулярных одна другой, и как бы катились, оставаясь на месте! Одинаковые «ободья», одно в другом вращались, светясь и переливаясь, словно драгоценные!.. Противники Машиаха наблюдали, раскрыв рты, а религиозная молодёжь с ликованием приняла тезис: наука – не враг. И может быть союзницей. Допустим.

 

Дальнейшие действия Машиаха приводят в замешательство уже другую часть страны – вроде как выигравшую. Она – эта часть – наблюдала за происходящим изо дня в день, иногда с искренним восхищением (следует отметить целый ряд восторженных статей в электронных СМИ), а порой – с нескрываемым ехидством комментируя. Ни у кого уже поминутно растущий авторитет не вызывал подозрений. А Машиаху мало сделанного – Он «суёт свой нос» в будни светской части населения. И хуже того – самые слабые и проблемные места выволакивает на авансцену. Все протесты со стороны чиновников любого калибра Им нейтрализуются очень эффектным способом: господа, мы же договорились - Машиах для всех! Я не только для харедим, для всех, господа: для женщин, для учеников школ, для толстозадых бездельников даже – для всех! Хорошо? Харедим приняли мой Тикун, другие религиозные группы не противились, не возмущались, из чего я – говорит Машиах – делаю логичный вывод: люди «за». А значит теперь – продолжил Машиах – пришёл черёд заняться иными сферами. – А может просто боялись возразить, никто не знает, на что Ты способен, ещё в пепел превратишь, раскрой они рот! – Нет, таких полномочий у меня нет – заверил Машиах.  

 

И это привело к тому, что всем известная и «заштопанная» кое-как проблема в среднем образовании снова воскресла. Молодые люди ничего не знают, некоторые не помнят элементарных правил счёта (сначала умножаем/делим), а гуманитарные науки вообще пролетают мимо. «Археологам я не верю», прямо говорит здоровый тридцатилетний болван (без кипы). «Не читаю книг, я рву их», доволен своей «шуткой» пятнадцатилетний болван (на иврите игра слов, читать и рвать близки в произношении); причём «шутке» много лет – в определённых слоях населения и пятидесятилетние с вызывающей усмешкой её повторяют.

 

Ужаснувшись состоянию мозгов у четверти народа, Машиах настаивает на удвоении зарплат учителям средней школы, сокращении срока обучения в начальной стадии, интенсификации процесса и – главное – на повышении квалификации в педагогике. На него взъелись сверху – министерство образования (в Израиле – министерство воспитания, как ни смешно!) объявило Машиаха некомпетентным лицом. Что-что? – спросили харедим. – Для нас Он компетентное лицо, а для вас нет?! хотя Машиах тот же, и Он Мессия для всех! – восклицали резонно в продвинутых кругах. Но в правительстве упёрлись, ну конечно, сократив начальную стадию обучения на два года, министерство не дополучит кругленькой суммы. Машиах тут же всунулся: а эту сумму министерство финансов распределит на науку (вкл. квантовую физику), хайтэк, на зарплаты учителям в средних школах и преподавателям на курсах по педагогике – и выиграют все. Недальновидные политики долго и «шифрованно» решали, как же выкрутиться? И постановили, что Машиах – Он лишь для харедим Мессия, ведь Он же Сам сказал, что часть Тикуна с образованием государства Израиль выполнена. Следовательно, Его рекомендации для нас не обязательны. А дабы престиж Мессии в глазах населения пошатнулся, проправительственные СМИ вбрасывают небылицы и заняты шельмованием Машиаха. 

 

Всё религиозное население встало на брови от принципиальной подлости Кнессета и правительства. И выходит на защиту «Мессии для всех». И снова нешуточный раскол. Причём из тёмной плебейской гущи (где книги не читают, а «разрывают») тоже раздаются голоса за «нашего» Машиаха, скорее всего, правда, в надежде на «меньшие мучения» в школе для своих чад. И раскол приводит к столкновениям с полицией, где харедим в буквальном смысле слова ведут себя как воины Мессии. Назревает гражданская война…

 

Вы действительно считаете, что Всевышний, зная о такой западне, заставит Машиаха объявить о себе? Не-ет, второй вариант, к сожалению, отпадает, Машиах не объявится

 

Октябрь 2024

 

Поиск в Google:
Интернет Только "Знаки Ветра"